Меню

Мошенничество в ресторанах

| Публикации | 9 | Время чтения: 4 мин.

Многие поехали отдыхать и приготовились насладиться всеми прелестями курортных кафе, баров и прочих подобных заведений. Но не тут-то было: ловкие официанты то и дело норовят нажиться за счет беспечных отдыхающих.

Что им за это грозит и почему не следует повторять за ними?

В этой статье мы расскажем о мошеннических схемах и как от них защититься, о том, какое наказание ждёт недобросовестных официантов.


Содержание статьи:

1. Способы обмана и наносимый ущерб

2. Юридическая ответственность

3. Методы борьбы с мошенниками

1. Способы обмана и наносимый ущерб

Самый простой способ обмана посетителей — неполные порции блюд и напитков. Ущерб для гостей состоит в том, что они оплачивают полную стоимость порции, а получают меньше.

Помимо этого, сотрудники могут продавать порции из ворованных продуктов. Для работодателя это оборачивается недостачей и потерей прибыли.

Работники на кассе могут втайне от посетителя провести скидку, присвоив разницу себе. Зачастую потребители теряют выгоду из-за того, что им не рассказали о скидках. А владелец кафе получает в кассу меньше денег, чем должен.

Многие работники также могут уходить, не закрывая смену, что приводит к накоплению часов работы сотрудника. Работодатель вынужден оплачивать часы, в которые никто не работал.

Самой опасной для посетителей схемой является снятие денег с банковских карт. Гость даёт карту для оплаты, а кассир переписывает реквизиты. Теперь он может снять хоть все деньги с карты, если пострадавший вовремя не спохватится.

2. Юридическая ответственность

По закону такие деяния квалифицируются как мошенничество. За их совершение предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

Работодатель вправе как штрафовать работников, нарушающих трудовую  дисциплину, так и стимулировать добросовестную работу благодарностями, премиями или бонусами. Так, к видам дисциплинарных взысканий можно отнести замечание, выговор и увольнение. Взыскания могут применяться не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Работодатель составляет приказ о применении той или иной санкции и объявляет его под роспись провинившемуся сотруднику в течение 3 дней со дня издания. После этого работник вправе обжаловать распоряжение в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров или инспекцию труда.

Более строгое наказание зависит от размера нанесённого ущерба. Если работник ресторана присвоит себе продукты или деньги на сумму, не превышающую 2500 рублей, правонарушение будет квалифицировано как мелкое хищение. За него грозит административная ответственность в размере до пятикратной стоимости похищенного, административный арест до 15 суток или обязательные работы до 120 часов. Лицо будет считаться привлечённым к административной ответственности ещё в течение года, а потому при повторном привлечении по той же статье у него возникнет больше проблем.

Если же случаи мошенничества замечаются часто, а суммы хищений увеличиваются, то виновнику будет грозить уголовная ответственность. За такие преступления Уголовный кодекс РФ предусматривает штрафы до 120 тысяч рублей и двулетний срок лишения свободы. Более того, если официанты были в сговоре, например, с администратором заведения, и действовали группой лиц, штраф растёт до 300 тысяч рублей, а срок пребывания за решёткой — до 5 лет.

Однако зачастую мошенничество трудно доказать, а руководство ресторана не хочет предавать такие истории огласке, дабы избежать понижения рейтинга заведения. В такой ситуации предпочтительно увольнение работника.

3. Методы борьбы с мошенниками

На добросовестность отношения к своему труду и труду коллег может влиять и обстановка в заведении, и отношения взаимопонимания и поддержки между работниками и руководителями. Меньше мошенничеств там, где приемлемая зарплата, ведь сотрудники будут бояться потерять своё место из-за оплошности.

Для установления высокого уровня комфорта на рабочем месте можно использовать совместные мероприятия, сплачивающие коллектив. А если сотрудники будут знать, что есть возможность карьерного роста, то они охотней будут выполнять свои обязанности честно и качественно.

Хорошим подспорьем будет и установление видеонаблюдения как в залах, так и у кассы. Эффект паноптикума снизит желание сотрудников обманывать, а правонарушителей будет легче вычислить.

К методам борьбы можно отнести и серьёзный подход к подбору персонала и особенно администраторов, ведь именно они будут следить за поведением официантов.

Рекомендуем ввести контроль списания бонусов с карт клиентов, печатая эти данные на чеках или отправляя смс-оповещения владельцам карт. Есть вариант и попроще: можно проверять, с каких карт сколько бонусов было списано. Обычно это не занимает много времени, но эффект даёт ощутимый.

Эффективным способом противостоять мошенничеству можно назвать приглашение “тайного гостя”. Суть в том, что хозяин заведения нанимает человека со стороны для проверки работы своих подчинённых. Специально засланный гость обратит внимание на подозрительные действия персонала, качество и количество блюд и напитков, а также на процесс оплаты и выдачи чеков на кассе и расскажет руководителю. Последний, в свою очередь, будет принимать меры по решению обнаруженных проблем.

Не последними по действенности способами борьбы с мошенничеством будут компьютеризация и автоматизация работы заведения. Анализ финансовых отчётов, контроль присутствия сотрудников на месте работы, передача заказов на кухню, ведение учёта могут вестись в автоматическом режиме, минимизируя человеческий фактор.

Посетители кафе и ресторанов, в свою очередь, тоже могут препятствовать деятельности преступников. Главное — быть бдительным. От кражи денежных средств с банковской карты поможет уберечься выпуск дополнительной карты, записанной на тот же счёт, что и основная, но с другими реквизитами, её легко заблокировать при появлении подозрений. Также можно установить лимит снятия денежных средств с карточки, отключить платежи в интернете, оплачивать покупки, держа карту в руках, а не отдавая кассиру, или просто платить наличными.

Гостям заведения рекомендуется не забывать брать и проверять чеки, следить за списанием бонусов с карт, использовать скидки и не позволять уносить свою банковскую карту в другое помещение (банковский терминал могут принести за Ваш столик).

Будьте внимательны и не давайте поводов себя обмануть. Зачастую это проще, чем кажется.


Чтобы скачать Образец приказа об увольнении, перейдите по ссылке.