Что делать, если не пришла пенсия?
Причин, по которым может не приходить пенсия, много. Сложно поверить, но бывает и так, что пенсионера неизвестно по какой причине признали умершим, а потому не выплачивали ему пенсию по старости, хотя он был жив и здоров. В итоге приходится обращаться в суд, чтобы получить свое законное социальное обеспечение.
Как правильно себя вести в похожей ситуации, и куда обратиться, если не приходит пенсия?
В этой статье мы расскажем о том, какие обстоятельства могут послужить причинами невыплаты пенсий, и как правильно добиваться восстановления справедливости.
Содержание статьи:
2. Алгоритм действий для решения проблемы
3. Скачать образец искового заявления
1. Причины невыплаты пенсии
Пенсионные выплаты можно получать через кредитную организацию, заключившую договор с Пенсионным фондом России (ПФР), и с помощью отделений почтовой связи, доставляющих деньги на дом или выдающих их в отделении по месту жительства пенсионера. От этого могут зависеть и причины невыплаты денежных средств. Рассмотрим самый распространённый в последнее время способ получения пенсии — через банк.
Возможной причиной задержки пенсии может быть совпадение даты её зачисления и государственного праздника или выходного дня.
Проблема может крыться и на уровне перечисления в кредитную организацию. В таком случае может произойти сбой оборудования, ошибочное перечисление на счёт с другими реквизитами, системный сбой в работе банка или его базы данных. Возможно и то, что произошла накладка лишь в системе оповещения о транзакциях клиентов, и её скоро устранят.
Сложная экономическая ситуация в стране или регионе также может влиять на выплаты, ведь у фонда может не оказаться достаточного объёма средств для своевременного выполнения своих функций. В этом случае придётся ждать бюджетных ассигнований, в результате которых деньги всё же дойдут до пенсионеров.
Порой бывает, что в фонде отсутствуют какие-либо документы или они заполнены некорректно. Чаще всего это происходит при начислении пенсии впервые.
Пенсия ежегодно проходит индексацию, в это время работники вносят изменения в базы данных, переоформляют документы, поэтому иногда пенсии могут приходить с задержками до 5 дней.
2. Алгоритм действий для решения проблемы
Если пенсия не пришла в течение 7 дней с момента, когда она должна была поступить на счёт, следует обратиться в ближайший офис коммерческого банка и Пенсионного фонда России. В оба учреждения можно позвонить. В банке можно попросить проверить счёт, а в ПФР — уточнить дату начисления средств. Сотрудники также могут уведомить о существующих проблемах, если они есть.
Если и после этого денежные средства не приходят, рекомендуем потребовать отчёт об операциях по счёту, получить выписку об отсутствии начислений и отнести их в отделение фонда. Там надо проверить наличие заявления о перечислении пособия на необходимый счёт, правильность указанных в нём реквизитов. Если заявление отсутствует, его надо написать, если реквизиты неправильные — исправить, а если верные, то запросить информацию о начислениях. Если указано, что начисления были проведены, но денег по прежнему нет, надо подать в пенсионный фонд заявление о выяснении направления движения средств.
Если проблема не решена или гражданин считает, что действия кредитной организации или ПФР незаконны, стоит обжаловать их в сам ПФР или банк, прокуратуру или суд.
В ПРФ и банк составляется жалоба на невыплату или задержку выплаты пенсии. Документ составляется в свободной форме на имя руководителя организации и подаётся лично сотрудникам, заказным письмом или электронным по почте, в электронном виде на сайте ПФР или через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Претензия рассматривается в течение 15 дней со дня её регистрации. Когда в рассмотрении жалобы или её удовлетворении отказано, можно обращаться к прокурору или в суд.
Жалоба в прокуратуру должна иметь подробное описание обстоятельств дела, случаев нарушения прав обратившегося или законодательства, а также доказательства этих обстоятельств. Она подаётся в районное подразделение прокуратуры по месту регистрации пенсионера и по месту нахождения отделения ПФР.
Прокуратура — орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов и прав граждан, поэтому она обязана провести проверку подразделения фонда и его сотрудников. Жалоба рассматривается в течение 1 месяца со дня подачи. Если нарушение подтверждено, орган может направить предписание об устранении нарушений или направить иск в суд от лица потерпевшего, чтобы наказать виновников и восстановить законность.
И последний способ решения проблемы невыплаты пенсии — обращение в суд по месту нахождения местного отделения ПФР, нарушившего права клиента. В иске можно потребовать выплаты неполученной пенсии и неустойки за просрочку платежа.
Стоит обратить внимание, что при подаче искового заявления необходимо приложить к нему документы, подтверждающие обоснованность требования истца. Если истец еще не является пенсионером (пенсия ему еще официально не назначена, он должен будет уплатить госпошлину, а если истец уже является пенсионером, госпошлину ему платить не надо.
Дела рассматриваются у мирового судьи или в районном суде в зависимости от цены иска. Так, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей, рассматриваются мировым судьей. Если же цена иска выше или иск не подлежит оценке (например, дело по спору, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), такие дела рассматриваются районным судом.
Обычно гражданские дела рассматриваются в течение 2 месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлён или сокращён по решению судьи.
В течение месяца после вынесения судебного решения в окончательном виде можно подавать апелляционную жалобу в вышестоящий суд.
3. Скачать Образец искового заявления можно по ссылке
Вам также может быть интересно:
В каких случаях можно управлять чужим автомобилем
Закон о внесудебном банкротстве граждан
Права родителя, если ребенок заболел
Как привести в порядок документы на жилье