Меню

Банк заблокировал счета - что делать?

| Публикации | 3 | Время чтения: 23 мин.

В этой статье мы расскажем о возможных причинах блокирования определенных сумм денежных средств на банковском счете и блокирования счета, о том как это происходит и что сделать, чтобы снять эти ограничения, а также о том, каким образом оспорить решения о блокировании, если Вы считаете, что оно было незаконным.


Содержание статьи:

1. Возможные причины блокирования банковского счета / денежных средств на банковском счет

2. Порядок блокирования и разблокирования банковского счета. Добровольное исполнение требований

3. Оспаривание блокирования банковского счета / денежных средств на банковском счете

1. Возможные причины блокирования банковского счета / денежных средств на банковском счете

I. Блокирование счета со стороны банка в соответствие с ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Замораживание (блокирование) денежных средств — запрет осуществлять операции с денежными средствами, принадлежащими следующим категориям лиц:

а) включенным в перечень экстремистов и террористов (Перечень 1);

б) включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (Перечень 2);

в) организациям или физическим лицам, в отношении которых межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма (МВК по ПФТ) принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств (Перечень 3).

Важно уточнить, что в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 Росфинмониторинг отменил проведение своих проверок на соблюдение требований данного закона до конца 2020 года, за исключением проверок, указанных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438.

В 2020 году Росфинмониторинг продолжит осуществлять лишь дистанционный мониторинг деятельности поднадзорных организаций на предмет соблюдения обязательных требований данного закона и доведение информации о рисках незаконопослушности с использованием возможностей Личного кабинета.


II. Блокирование денежных средств на основании ч. 1 ст. 115 УПК РФ (наложение ареста на имущество).

Арест налагается для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества и обращения его в собственность государства на основании обвинительного приговора.

При наложении ареста на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест.


III. Блокирование денежных средств на основании ч. 3 ст. 115 УПК РФ (наложение ареста на имущество).

Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, если есть достаточные основания полагать, что:

а) оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого;

б) либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления;

в) либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).


IV. Блокирование денежных средств за нарушения налогового законодательства.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие основания для блокировки счета:

а) не сдана налоговая декларация (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);

б) не исполнена обязанность по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме (подп. 1.1. п. 3 ст. 76 НК РФ);

в) налоговому органу не передана квитанция о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);

г) не уплачен налог (п. 2 ст. 46 НК РФ);

д) в целях обеспечения исполнения решения налогового органа по результатам проверки (ст. 76 НК РФ).


V. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся в банках / банковского счета со стороны сотрудников службы судебных приставов.

Если должник добровольно не исполняет решение суда или соглашение / акт, одновременно являющиеся исполнительным документом, потенциальный получатель этих денежных средств обращается в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Как правило, законодательство об исполнительном производстве, устанавливает некоторый срок для добровольного исполнения, а если и в этот срок должник не уплачивает долг, пристав прибегает к так называемым мерам принудительного производства.

Одними из мер принудительного производства и являются:

а) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

б) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.

Законодательство устанавливает перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание:

(1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

(2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

(3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

(4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

(5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

(6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

(7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

(8) компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде;

(9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

(10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

(11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;

(12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

(13) средства материнского (семейного) капитала;

(14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников;

(15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

(16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

(17) социальное пособие на погребение;

(18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

(19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года № 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".

2. Порядок блокирования и разблокирования банковского счета. Добровольное исполнение требований

I. Замораживание (блокирование) безналичных денежных средств в рамках ФЗ № 115-ФЗ осуществляется следующим образом:

а) при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Росфинмониторинг направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией;

б) Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им по результатам предварительной проверки признана им обоснованной, и передает его в банк;

в) по решению суда на основании заявления Росфинмониторинга операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами приостанавливаются до отмены такого решения.

В итоге банк вводит запрет:

а) на осуществление операций за счет денежных средств, переданных/перечисленных субъекту ФЗ № 115-ФЗ, лицом, в отношении которого применяются меры по замораживанию, или третьим лицом для указанного лица (например, почтовые переводы денежных средств);

б) на осуществление операций по выплате лицам, в отношении которых применяются меры по замораживанию денежных средств, на которые у названного лица возникает право требования, вытекающее из заключенных между ним и субъектом ФЗ № 115-ФЗ гражданско-правовых отношений (например, выигрыши от участия в азартных играх и лотереях, предоставление займов, возврат ранее перечисленных на лицевой счет абонента денежных средств; выплата абоненту денежных средств неиспользованного остатка с его лицевого счета; и т.д.).

Не стоит забывать, что ограничение на осуществление расходных операций по счету может быть установлено банками самостоятельно на срок до 5 рабочих дней с даты, когда распоряжения клиентов об осуществлении расходной операции должны быть выполнены в случае, если хотя бы одной из сторон является:

а) юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

б) физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом, подлежащую обязательному контролю.

В этом случае банки незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок банки обязаны будут осуществить операцию с денежными средствами по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Основаниями для снятия принятых мер по замораживанию в рамках ФЗ № 115-ФЗ являются:

а) в отношении лиц, включенных в перечень экстремистов и террористов (Перечень 1) —  исключение из указанного Перечня;

б) в отношении лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (Перечень 2) — исключение из указанного Перечня;

в) в отношении лиц, по которым принято Решение МВК по ПФТ — отмена такого решения МВК по ПФТ.

Без оспаривания постановлений, решений, являющихся основаниями для включения граждан и организаций в эти перечни, банк разблокирует счета, когда им будет представлены документы:

а) подтверждающие истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения;

б) подтверждающие погашение или снятие судимости лица, осужденного за совершение соответствующего преступления.

При поступлении в Межведомственную комиссию от органов и организаций, на основании материалов и обращений которых ею были приняты решения о замораживании имущества организации или физического лица, документов, обосновывающих необходимость отмены такого решения, либо информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, Межведомственная комиссия может отменить ранее принятое решение.


II. Арест имущества на основании ч. 1 ст. 115 УПК РФ осуществляется следующим образом:

а) следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия; 

б) суд рассматривает ходатайство. При решении вопроса о наложении ареста на имущество суд должен указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом;

в) руководители банков и иных кредитных организаций обязаны предоставить информацию об этих денежных средствах и иных ценностях по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения;

г) при наложении ареста на имущество составляется протокол;

д) копия протокола вручается лицу, на имущество которого наложен арест, с разъяснением права обжаловать решение о наложении ареста на имущество, а также заявить мотивированное ходатайство об изменении ограничений, которым подвергнуто арестованное имущество, или об отмене ареста, наложенного на имущество.

Арест, наложенный на имущество, либо отдельные ограничения, которым подвергнуто арестованное имущество в рамках ч. 1 ст. 115 УПК РФ, отменяются на основании:

а) постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении данной меры процессуального принуждения либо отдельных ограничений, которым подвергнуто арестованное имущество, отпадает необходимость;

б) в случае истечения установленного судом срока ареста, наложенного на имущество, или отказа в его продлении. 

Арест на безналичные денежные средства, находящиеся на счетах лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, наложенный в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, также отменяется, если принадлежность арестованных денежных средств установлена в ходе предварительного расследования и отсутствуют сведения от заинтересованного лица, подтвержденные соответствующими документами, о наличии спора по поводу их принадлежности либо принадлежность этих денежных средств установлена судом в порядке гражданского судопроизводства по иску лица, признанного потерпевшим и (или) гражданским истцом по уголовному делу.


III. Арест имущества на основании ч. 3 ст. 115 УПК РФ осуществляется следующим образом:

Суд рассматривает ходатайство о наложении ареста. 

При решении вопроса о наложении ареста на имущество суд должен:

а) указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение;

б) установить ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом;

в) указать срок, на который налагается арест на имущество, с учетом установленного по уголовному делу срока предварительного расследования и времени, необходимого для передачи уголовного дела в суд. 

Установленный судом срок ареста, наложенного на имущество, может быть продлен.

Арест имущества на основании ч. 3 ст. 115 УПК РФ отменяется, если:

а) принадлежность арестованных денежных средств установлена в ходе предварительного расследования и отсутствуют сведения от заинтересованного лица, подтвержденные соответствующими документами, о наличии спора по поводу их принадлежности;

б) либо принадлежность этих денежных средств установлена судом в порядке гражданского судопроизводства по иску лица, признанного потерпевшим и (или) гражданским истцом по уголовному делу.


IV. Порядок блокирования денежных средств за нарушения налогового законодательства и снятие этих ограничений.

Если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного законом срока, налоговый орган своим решением может приостановить операции по счетам.

Когда налогоплательщик все-таки представляет налоговую декларацию, налоговый орган должен отменить свое решение о блокировании на следующий день.

Если налогоплательщик не уплатил налог в срок или уплатил его не полностью, налоговый орган принимает решение о принудительном взыскании неуплаченной суммы с банковских счетов налогоплательщика. Для этого налоговый орган направляет в банк специальное инкассовое поручение на списание налоговой задолженности.

Если на счетах денежных средств не оказалось и автоматическое списание налоговой задолженности не произошло, можно уплатить налог хоть наличными в банке, а подтверждающий этот факт документ направить в налоговый орган.

Если налогоплательщик не передал квитанцию о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган, налоговый орган примет решение о блокировке счета в течение 10 дней со дня установления факта неисполнения организацией указанных обязанностей.

Для добровольного исполнения требований и разблокировки счета, налогоплательщик должен:

а) подключиться к электронному документообороту с инспекцией;

б) передать в инспекцию квитанцию о приеме требования или уведомления;

в) представить документы (пояснения), истребованные инспекцией, либо направить в инспекцию своего представителя, если требовалась его явка.

После проведения проверки налоговым органом может быть принято решение о блокировании денежных средств в целях обеспечения исполнения другого решения налогового органа. Для осуществления этого решения налоговый орган направляет это свое решение в банки, где у налогоплательщика открыты расчетные счета, и банк обязан его исполнить.

Приостановить действие такого решения в досудебном порядке нельзя, и банки разблокируют счета только после того, как сам налоговый орган отменит свое решение и направит эти сведения в банки.


V. Порядок наложения ареста на денежные средства, находящиеся в банках / банковского счета со стороны сотрудников службы судебных приставов.

а) если реквизиты счета известны, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста на денежные средства и направляет его в банк;

б) если реквизиты счета неизвестны, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства;

в) банк незамедлительно исполняет постановление судебного пристава-исполнителя;

г) если денег на счетах недостаточно, банк приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета должника.

3. Оспаривание блокирования банковского счета / денежных средств на банковском счете

I. Оспаривание блокирования счета со стороны банка в соответствие с ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Вследствие того, что в частности банки блокируют счета из-за включения граждан и организаций в перечень экстремистов и террористов, а также в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а это происходит в рамках КоАП РФ и УПК РФ, то оспаривание даже вступивших в законную силу постановлений и решений необходимо осуществлять в рамках этих процессуальных кодексов. То есть добиваться необходимо отмены этих постановлений или решений, прекращения уголовного дела, исключения организации из этих перечней и др.

Не стоит забывать и про ошибочное включение граждан и организаций в эти перечни. Если это произошло, необходимо обратиться в Росфинмониторинг с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня. Росфинмониторинг в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения заявления, рассматривает его и принимает одно из следующих мотивированных решений:

а) об исключении организации или физического лица из указанного перечня;

б) об отказе в удовлетворении заявления.

Росфинмониторинг информирует заявителя о принятом решении, которое может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Согласно п. 18 Указа Президента РФ от 18.11.2015 № 562 "О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма", решения Межведомственной комиссии также могут быть обжалованы в суд.


II. Оспаривание решений налоговых органов о приостановлении операций по банковским счетам в порядке подчиненности.

Налоговое законодательство закрепляет обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Жалобу необходимо подавать в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, решение которого оспаривается. Это делается для того, чтобы налоговый орган, принявший оспариваемое решение собрал все необходимые документы по данному спору и направил в вышестоящий орган для принятия решения по жалобе.

В Управление ФНС России по региону (УФНС России) обжалуются решения (действия, бездействие):

а) налоговой инспекции по району;

б) инспекции по району в городе;

в) инспекции по городу (если нет деления на районы);

г) межрайонной инспекции (кроме межрайонной по крупнейшим налогоплательщикам).

Срок на подачу жалобы — 1 год с момента, когда лицо или организация узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

ФНС России утвердила форму жалобы (апелляционной жалобы), Порядок ее заполнения, форматы и Порядок представления в электронном виде (Приказ от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@).

Вышестоящий налоговый орган рассмотрит жалобу в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (в некоторых случаях может продлить этот срок еще на 15 дней).

Затем решение будет выслано заявителю в течение 3 дней после его принятия.


III. Оспаривание решений должностного лица службы судебных приставов о блокировании денежных средств на банковских счетах.

Жалобу на постановление, действие или бездействие необходимо подать в течение 10 дней с вынесения постановления, совершения действия (бездействия):

а) пристава, заместителя старшего пристава — старшему судебному приставу;

б) старшего судебного пристава — главному судебному приставу субъекта РФ;

в) заместителя главного судебного пристава субъекта РФ, главного судебного пристава субъекта РФ — главному судебному приставу Российской Федерации.

В жалобе в том числе необходимо указать нарушения пристава, а также требование к лицу, в которому обращена жалоба  (к примеру, отменить постановление пристава полностью или в части). 

Эту жалобу обязаны рассмотреть в течение 10 дней и если она действительно обоснована, вынести постановление:

а) об отмене полностью или частично вынесенного постановления;

б) об отмене принятого постановления и обязанности должностного лица принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

в) об отмене принятого постановления и о принятии нового решения;

г) о признании действия (бездействия), отказа в совершении действий неправомерными и об определении меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Затем копию постановления (ответ на жалобу) направляют заявителю не позднее 3 дней со дня его принятия.


IV. Оспаривание решения, действия (бездействия) налогового органа, пристава-исполнителя, Росфинмониторинга физическими лицами в судебном порядке.

Физическим лицам для этого необходимо подать административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ (ст. 218-220 КАС РФ). Госпошлина составляет 300 рублей.

Подписанное административное исковое заявление должно подаваться в суд в письменной форме в разборчивом виде, либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда. Если истец выбрал второй способ, административное исковое заявление необходимо будет подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

В заявлении должны быть указаны:

(1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

(2) фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения;

(3) фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

(4) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

(5) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

(6) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

(7) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

(8) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

(9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

(10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями;

(11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

 К административному исковому заявлению прилагаются следующие документы:

(1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;

(2) документ, подтверждающий уплату госпошлины;

(3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

(4) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;

(5) копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Административное исковое заявление необходимо подать в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения конкретного подразделения, как правило, в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если же дело касается оспаривания решения, действия (бездействия) пристава, то этот срок составляет 10 дней.

Как правило, такие дела рассматриваются судом в течение 1 месяца.

Административный истец должен будет доказать:

(1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

(2) соблюдены ли сроки обращения в суд.

Административный ответчик должен будет доказать:

(1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

(2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По итогу судебного разбирательства будет принято одно из следующих решений:

(1)  об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

(2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Решение суда вступает в законную силу по истечении 1 месяца, если оно не было обжаловано.


V. Оспаривание решения, действия (бездействия) налогового органа, пристава-исполнителя, Росфинмониторинга юридическим лицом или ИП в судебном порядке.

Юридическим лицам и ИП для этого необходимо подать заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в рамках Арбитражного процессуального кодекса РФ (ст. 198-199 АПК РФ). Этот порядок выбирается потому, что блокирование расчетного счета юридического лица или ИП может нарушать “их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности” и так как исполнительный лист, по которому осуществляется эта мера выдается арбитражным судом.

Как правило, для такого обжалования для ИП госпошлина составляет 300 рублей, для организаций — 3 000 рублей. А вот заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) госпошлиной не облагается.

Важно отметить, что заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем, либо подается посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда.

В заявлении должны быть указаны:

(1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

(2) наименование заявителя, его адрес; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;

(3) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

(4) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

(5) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

(6) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

(7) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

(8) перечень прилагаемых документов.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

К заявлению прилагаются следующие документы:

(1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

(2) документ, подтверждающий уплату госпошлины;

(3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявления основывает свои требования;

(4) копии свидетельства о госрегистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

(5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления;

(6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления заявления;

(7) документы, подтверждающие соблюдение заявления претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;

(8) выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства заявителя и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса ИП либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд;

(9) текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.

При оспаривании решения, действия (бездействия) налогового органа, пристава или Росфинмониторинга, заявление необходимо подать по месту нахождения конкретного подразделения (к примеру, постановление пристава районного УФССП по Москве необходимо оспаривать в Арбитражный суд г. Москвы).

Как правило, такие дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев, а вот дело об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов будет рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней.

Важно отметить, что в таких делах именно орган или лицо, принявшее решение, совершившее оспариваемое действие (бездействие) должно будет доказывать их законность и обоснованность.

По итогу судебного разбирательства судья примет одно из следующих решений:

а) решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

б)  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Положительное для заявителя решение суда, как правило, подлежит немедленному исполнению (если суд не установил другой срок), а оспариваемое решение более не подлежит применению.


Чтобы скачать Образец заявления в ФНС о разблокировании счёта в банке, перейдите по ссылке.

Чтобы скачать Образец ходатайства об изменении ограничений, которым подвергнуто арестованное имущество, перейдите по ссылке.

Чтобы скачать Образец Административного искового заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, перейдите по ссылке.