Меню

Девять основных прав потребителя

26.11.2019 | Новости | 239 | Время чтения: 5 мин.

Некоторое время назад Анастасия купила годовой абонемент в фитнес-клуб крупной сети, который находится рядом с ее домом. Однако через некоторое время клуб по этому адресу закрылся и ей предложили посещать один из других, что есть в городе. Это условие не устроило девушку и она попросила вернуть часть стоимости абонемента за то время, которое она не смогла использовать.

Анастасия обратилась в суд, где ей удалось взыскать с сети фитнес-клубов не только оставшуюся стоимость абонемента, но и неустойку, компенсацию морального вреда, штраф и судебные расходы. Сеть фитнес-клубов была абсолютно уверена, что все односторонние условия, что она включила в договор, дают полную защиту от всех претензий клиентов. Компания просчиталась — итоговая сумма получилась в несколько раз больше того, что Анастасия просила добровольно вернуть вначале.

⚠️ Последующее обсуждение этой истории в соцсетях навело нас на мысль, что многие потребители не знают большей части своих прав, чем часто пользуются недобросовестные продавцы.

О том, как сделать закон своим союзником, какие права есть у потребителей и как наказать недобросовестные компании расскажем далее.

1. Право требовать продажи по той цене, которая указана на ценнике

Наверное, у каждого из нас возникала ситуация, когда цена на кассе не совпала с ценой на ценнике, а кассир объяснял это тем, что “стоимость указана в системе и ее нельзя изменить”.

Знайте свои права: ценник — это часть оферты, то есть предложения заключить договор. Если на кассе окажется другая цена, Вам обязаны вернуть разницу. Магазин не имеет права отказать в продаже товара по цене на ценнике в соответствии со статьей 10 Закона о Защите прав потребителей. Если кассир несговорчивый, напомните о штрафе для магазина — 10 тысяч рублей за нарушение.

До того, как кто-то уберет ценник, сфотографируйте его или снимите на видео — с таким доказательствами сотрудники магазина часто готовы решить ситуацию в пользу потребителя.

2. Вы не должны платить за навязанные услуги

Очень часто в повседневной жизни мы встречаемся с навязыванием каких-либо услуг: небольшой потребительский кредит дополняют “обязательной” страховкой, а новый смартфон — пакетом годового обслуживания.

Если продавец говорит, что один товар нельзя купить без другого или без дополнительных услуг — ваши права нарушают. В соответствии со статьей 16 Закона это условие является недействительным, так как ущемляет права потребителя.

От навязанных услуг можно отказаться, а уплаченные средства — вернуть.

3. Право покупать качественные и безопасные товары

Согласно статье 7 Закона потребитель имеет право на получение товаров (работ, услуг), безопасных для его жизни, здоровья, окружающей среды и имущества.

Качество продукции должен предварительно проверить продавец или производитель: если продавец выставил какой-либо товар на продажу, он отвечает перед покупателем за его качество.

Самое распространенное нарушение этой нормы — просроченные товары на полках продуктовых магазинов. Конечно их можно просто не покупать, но что ещё?

Можно обратиться к менеджеру зала или магазина и потребовать убрать испорченный продукт. Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей сотрудники обязаны убрать товар незамедлительно.

Если просьбы остались без внимания или ситуация повторилась, самое эффективное решение — оставить жалобу в книге жалоб и предложений и позвонить на горячую линию Роспотребнадзора.

4. Право получать полную и достоверную информацию о товаре

Привезли шкаф из Икеи, а деталей для сборки не хватило? Вы спешите въехать в новую квартиру, а доставку кухонной мебели задерживают уже на три недели? Дорогостоящее пальто оказалось ненадлежащего качества?

Чтобы не оказаться заложником подобной ситуации, до оплаты узнайте о товаре как можно больше: цену, сроки доставки, состав, гарантии, данные продавца. Обязанность продавца предоставить вам эту информацию закреплена в статье 10 Закона о защите прав потребителей.

Если после покупки обнаружатся противоречия, это основание требовать возврата денег.

5. Право получать оплаченные покупки и услуги вовремя

В случае, когда нужно внести предоплату, обратите внимание на указание продавцом срока доставки товара: его фиксируют в ответе на заказ или в письменном договоре.

В случае, если продавец не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

6. Обменять товар, который не подошел

Купили вещь без примерки, а она не подошла? Подарок для сестры не вписался в ее гардероб? Муж выбрал не ту длину нового платья? Не проблема!

Если вы передумали с покупкой, некоторые товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней, не считая дня покупки. Используйте формулировку из закона: товар не подошел по форме, расцветке или размеру.

Продавец предложит вам аналогичную вещь взамен или вернет деньги — в том числе в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на момент обращения потребителя.

Ограничения: товар должен быть только непродовольственным и не входить в Перечень товаров, которые не подлежат возврату и обмену (Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998).

7. Вернуть товар при заказе через интернет

Если вы купили в интернет-магазине нижнее белье, смартфон или посуду, их можно сдать назад и забрать деньги — на это дают 7 дней, но придется оплатить расходы на доставку.

Для возврата нужно будет передать продавцу требование о возврате товара, приложить оригинал расчетного документа и копию паспорта покупателя. После этого — товар со всеми комплектующими и гарантийный талон. Ярлыки и бирки должны быть сохранены.

8. Вы можете отказаться от договора

Жизнь непредсказуема: бывает, что вы оплатили путевку, а начальник не одобрил выход в отпуск. От договора можно отказаться в любой момент.

Обратите внимание: продавец должен получить компенсацию расходов, которые он понес. В ситуации с поездкой он будет вынужден срочно продавать путевку и понесет убытки, так как чем меньше времени до отправления — тем ниже цена путевки.

9. Компенсация нарушенных прав

Готовим письменную претензию с уведомлением, что в случае отказа в удовлетворении изложенных в ней требований потребитель истребует с продавца (исполнителя) всё полагающееся по закону. Если это не помогает, то обращаемся в суд и помним про приятные бонусы для наказания недобросовестных продавцов.

Неустойка по закону о защите прав потребителей:

  • 0,5% за просрочку передачи предварительно оплаченного товара;
  • 1% за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара;
  • 3% за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ.

Компенсация морального вреда. Она не зависит от причиненного продавцом имущественного вреда, но требует доказывания.

Штраф. Взыскивается в вашу пользу за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя. Суд вправе взыскать его в размере 50% от присужденной суммы.

Похожие новости